Елена Красикова пришла в Гродненский облдрамтеатр в 1981 году. Сыграла более 70 ролей, за роль второго плана — тёти Тани из спектакля «Рождение» — дважды, в 2014, 2015 годах, получила «Приз зрительских симпатий». Это тот случай, когда зрители отмечают и замечают игру актеров, от которой и складывается впечатление о спектакле. И не важно, какая это роль — главная или второстепенная…
Начало
Мне повезло, что, когда я пришла в театр, там было много «стариков». Алексей Биричевский, Виктор Смачнев, Витольд Гречинский чего только стоили! Они очень бережно ко мне относились, а я не могла насмотреться на их работу. Каждый вечер ходила в театр. А как иначе?! Как по-другому научиться?
Театральная жизнь
Мы очень много работали, из спектакля в спектакль. И никто не жаловался. Семейная жизнь не сложилась, поэтому с ребёнком помогала мама. Когда сын пошёл в садик, вообще проблем не стало. Забрала из садика, привезла в театр — мышкой сидит в комнате реквизита. Он спокойным был и усидчивым — дашь ему пистолет чистить, весь спектакль этими занимается: сидит и по миллиметру чистит.
Роли в спектаклях «Голый король» и «За двумя зайцами»
Бессребреники
В культуре зарплаты всегда были низки. Разные времена были, но всё равно спектакли ставились. «Вишнёвый сад» должен быть костюмированным, а денег не было. Ткань для всех костюмов была одинаковая, просто тряпочка. Чтобы платья разными были, их раскрасили. Раневская — сиреневенькая, Анечка — розовенькая. Костюмы пошили за копейки, а сейчас говорят, что денег нет. Может, они неправильно расходуются?
В спектакле «Брат Алёша»
Золотая эпоха
При Игоре Сергеевиче Петровском гродненский театр считался лучшим в Белоруссии. Потом как-то всё ушло. Исчезли приглашённые режиссёры, а ведь приезжали и ставили спектакли Владимир Оглоблин, Евгений Симонов, Виктор Рыжаков. Сейчас, к сожалению, в одном котелке варимся. Вон как все взбодрились, когда Михаил Лошицкий приезжал «Клеменс» ставить. Другой человек, другой подход.
Постановка «Елена Сергеевна»
В спектакле «Семейный уикенд»
Амплуа
Мне кажется, я разноплановая актриса. С удовольствием играю разные роли. Могу быть и характерной, и драматической, и мелодраматической. А вот лирические героини мне и по молодости давались с трудом. Наши режиссёры порой используют штампы, а чтобы вытащить что-то другое из актёра, надо, во-первых, захотеть, а во-вторых — потрудиться. Есть у нас такое: если актёр играет, то он из спектакля в спектакль один и тот же. А молодым ведь ещё работать и работать, им бы искать, находить новые грани. Новую кровь сюда бы, чтобы всё бурлило, чтобы пробовали, чтобы искали, менялись. Одна из последних моих работ — роль в «Девичнике над вечным покоем». Большое спасибо Сергею Куриленко за то, что там он смог вытащить из меня совершенно другие черты.
Репетиции
Мне всё в театре нравится. Конечно, человек приходит и видит только результат. А мне нравится всё то, что приводит к результату. Обожаю репетиции. Там что-то меняешь, пробуешь. Сам театр нравится, потому что позволяет тебе прожить разную жизнь.
В спектаклях «Наш щелкунчик» и «Блэз»
Бесконечная учёба
Смотрю хорошие фильмы, смотрю другие спектакли. Это всегда вдохновляет. Вроде бы и опыта у меня много, но не могу сказать, что всё знаю. Всё время продолжаю учиться. Недавно по «Культуре» показывали репетицию «Дяди Вани» в вахтанговском. Там уже шли заключительные репетиции. Батюшки, даже глаз не оторвать! Как режиссёр с артистами работает! Они все в материале, а режиссёр лишь немного корректирует. И они тут же это делают! Смотришь и учишься. Благо пьесу эту знаю. Он говорит, а они делают. А я смотрю, как они это делают. Вот, зараза, хорошо же делают! Или вот ещё: смотрела, как Марк Захаров спекталь ставит. Там без монтажа показывали кусок репетиции. Олег Янковский вылезал из оркестровой ямы. Минут двадцать телевизионного времени Захаров заставлял Янковского вылезти и как-то посмотреть по-особенному. «Так, я уже смотрю так!» — «Да нет, ты не так смотришь». И вот эта театральная величина честно всё делает, слушается.
Кадры из спектаклей «Вечно живые» и «Главная роль»
Работа над собой
Вот что значит «не моя роль»? Для того ты и работаешь, чтобы все роли были твоими. Работать надо, тяжело переламывать себя. Я всегда молодёжи говорю: надо, чтобы роли были разными. Здесь ты такая, а там — другая. Надо искать, чтобы не повторяться. Да, это тянет силы, но ведь в этом и есть удовольствие. Главное — хотеть. Всему можно научиться. Когда я пришла в институт, разговаривала как комар — пищала. К концу института уже говорила нормально. У нас педагог по речи был потрясающий. Он доступно объяснил, для чего и зачем мне это надо. И самое главное — рассказывал, как это можно исправить. Я ходила с полным ртом камней и говорила. Для того чтобы речь была правильной, этим заниматься надо было всё время, что я и делала. А после института я ещё года два занималась речью.
Мечты
Очень хотелось бы, чтобы наш театр вернулся туда, откуда пришёл. Очень хочется видеть его лучшим театром Беларуси. Я это видела, я там была, я там жила. Я не знаю, что для этого надо сделать, но очень хочется, чтобы он был таким.
В спектакле «Графиня Шарден»
Театральные байки
Были сельские гастроли. Я была невеста. Это был мой ввод в спектакль. Репетиций было мало, но текст я выучила. А генеральная репетиция уже на выезде. Я должна была встать, сказать: «Всё, я от вас ухожу» — и лёгкой походкой красиво уйти с чемоданом. Эти заразы, наши мальчишки, мне в чемодан камней наложили. Вот сказала я фразу, а чемодан не могу даже сдвинуть. И не могу сообразить, что мне делать, — в первый раз столкнулась с таким безобразием, просто была не готова. Это сейчас я бы сообразила, что мне делать, а тогда юная была. Ничего другого не придумала, кроме как волоком тянуть. Лишь потом Володя Капранов сжалился и помог его дотащить. Я села за кулисами и плакала. А им что? Им смешно было.
Кадры из спектаклей «Обезьянка в детском манеже» и «Рождение»
Автор статьи РУСЛАН ХИЛИМОНЧИК