Чтобы попробовать ответить на этот вопрос, нужно разобраться – а что такое Родина? Из чего складывается – нет, не понятие, а образ, чувство, ощущение Родины? Что такое Родина для каждого из нас, граждан Белой Руси?
Многие, наверное, ещё помнят песню «С чего начинается Родина?» из старого советского фильма «Щит и меч». Автор стихов – поэт Михаил Львович Матусовский очень точно подметил, что Родина для человека начинается в детстве («с картинки в твоём букваре»). Есть в психологии и этологии такое понятие – «импринтинг» (запечатление), т. е. способ закрепления в памяти образов, основ поведения, характерное для ранних периодов развития человека. Общность детских впечатлений во многом определяет своеобразие людских поколений, их коллективной психологии, поведенческих установок, их восприятие своих и чужих.
Стихи Матусовского хорошо передают образ нашей Родины середины прошлого века – во многом ещё деревенской, с её просторами (просёлочная дорога, «которой не видно конца», окошки, «горящие вдали», «стук вагонных колёс»), близостью к родной природе (весенняя «запевка скворца», берёзка, «что во поле, под ветром склоняясь, растёт»), открытостью, общительностью (хорошие и верные товарищи, живущие «в соседнем дворе», «заветная скамья у ворот»), семейными ценностями (та песня, «что пела нам мать») и семейной же историей (отцовская будёновка, «что где-то в шкафу мы нашли»).
Эти строки были близки и понятны десяткам миллионов человек, ведь близки и понятны были образы, стоящие за этими строками. Для наших родителей и нас, успевших ещё родиться в СССР, Родина начиналась именно так, либо как-то так:
В нашей памяти запечатлелись многие образы, ощущения, запахи, звуки, которые, в совокупности, и формируют наше чувство Родины, даже, в каком-то смысле, являются для нас Родиной.
Да, это многократно воспетые поэтами берёзы, сосны, яблони и другие деревья, которые мы облазили в детстве и расплатились за это дырками на брюках. Это волдыри от крапивы на босых ногах, неудержимая дрожь от неуёмного купания в речке, залепленные подорожником царапины, склеившиеся от вишнёвой смолы зубы.
Это ослепительно белый, искрящийся на солнце снег и россыпь звёзд в ночном небе. Это треск костра и жар печёной картошки, плеск рыбы в реке и вкус жареных карасей, сушёных окуньков и ухи из щуки, хруст разгрызаемой сосульки, журчание весенних ручейков, стрёкот кузнечиков летней ночью и кукареканье петухов утром (и не говорите, что петухи везде кукарекают одинаково – нет, в каждой стране «по-своему»). Это запахи сена, земляники, бани, речной тины, парного молока, маминой или бабушкиной стряпни, и даже дыма домашней печки (сладость дыма родины – вовсе не пропаганда «великодержавного шовинизма» и не «квасной патриотизм», а факт, отмеченный ещё древними римлянами – dulcis fumus patriae).
Но что осталось нам от той Родины? Немного.+
Сегодняшняя Белая Русь уже не совсем деревенская страна – подавляющее большинство населения живёт в городах, и это обстоятельство кардинально изменило наше восприятие Родины.
Даже я, рождённый в начале 60-х в селе, редко слышу и не вижу скворца, хотя скворечниками увешан весь сад. Мать уже не пела мне песни, эту функцию с успехом взял на себя телевизор. Просторы перестали быть такими уж просторными – до просторов ещё нужно добраться. И всё же преемственность времён (и ощущений!) сохранилась.
Были и хорошие товарищи из соседнего двора, и заветные скамеечки, и берёзки, и просёлочные дороги, а «отцовскую будёновку» мне заменяли ордена и медали деда (будёновку, кстати, я носил в детстве сам и очень огорчался, когда она стала мне мала). Выходит, что и Родина у меня та же, что у Матусовского, пусть я родился в маленьком селе Скидельского района Гродненской области БССР. И вроде бы вот она – преемственность поколений. Но…
Теперь уже моё поколение растит своих детей. В основном в городах. И какие же они, ощущения и образы Родины, которые запечатлеет детская память?
Асфальт и бетон вокруг, понатыканные всюду автомобили-иномарки, живущие в соседних квартирах незнакомые люди, рекламные вывески на чужих языках, площадной юмор, пришедший в каждый дом благодаря современному телевидению, походы в кино на голливудские фильмы и ритуальное поедание гамбургеров с родителями по выходным? Странные игрушки, спасибо что сказки вечером читают по радио ещё те, что когда-то в детстве я слушал из маленького железного приёмника. Даже повседневная пища – и та становится всё более приближенной «к мировым стандартам» – по всему миру одни и те же бренды, одни и те же блюда, одни и те же продукты. И дело не столько в сервисе (разве нам нужен был в детстве сервис?), сколько в «престиже». И Родиной теперь становится уже не страна, не «родная земля», как прежде, а скорее современный город, везде одинаковый. Оказывается, что Родина теперь может быть везде, ведь у неё нет никакого специфического очертания, вкуса, цвета и запаха, присущего лишь какому-то определённому уголку мира. Весь мир одинаков, но это, увы, не наш, не белорусский мир. Можно с упоением рассуждать о том, что наши дети станут «гражданами мира», но что такое «гражданин мира»? Без Родины нельзя!!!
Кто-то пытается найти Родину во внешних атрибутах – в национальной одежде, кухне, песнях, обычаях. Эти люди с головой уходят в прошлое и поиски родного превращаются в поиски первородного… Они находят Родину где-то там, в прошлых веках. Нынешняя Белая Русь ведь она так далеко ушла от их идеала, которым может быть, например, дохристианская Русь, допетровская Россия, дореволюционная Российская империя, доперестроечный СССР.
Но нас прежде всего должно волновать то, что происходит в нашем обществе. Как говорится в пафосных голливудских боевиках о спасении мира: «Будущее не предопределено и зависит от нас!». Давайте попробуем заглянуть в себя и понять, что есть Родина для каждого из нас – уж не сконструированный ли нами и никогда не существовавший в действительности идеальный образ, такой же далёкий от реальности, как фотография поп-звезды в глянцевом журнале? Это поможет нам разобраться в том, где лежат наши общие, национальные интересы – в прошлом, или всё-таки в настоящем и будущем. И если мы со всей определённостью осознаем, что в настоящем и будущем, то, может быть, та национальная идея, которую мы так долго ищем, наконец родится и поведёт нас вперёд.
Мы же, воспитывающие ныне своих детей, отправляясь с ними в очередной раз в кино на красивую голливудскую сказку или на отдых в Турцию, должны иногда задумываться о том, кого мы растим и что они сделают с Родиной своих родителей, если мы не сделаем её для них родной.