Поисковик из Сочи приехал в Гродно, чтобы передать уникальные документы пропавших без вести гродненских солдат и увидеть могилу родного дяди и поблагодарить тех, кто помог восстановить память о  старшем брате отца.

Арут Варваштян всю жизнь искал могилу родного дяди и нашёл её под Гродно — фамилия родственника нанесена на доску мемориала на кладбище в Аульсе. Во вторник, 17 октября, вместе с супругой Ольгой мужчина возложил цветы на братскую могилу, почтил память погибшего солдата и передал властям документы с фамилиями гродненских солдат. Вместе с Арутом и его супругой поклонились  защитникам отечества и представители горисполкома, совета ветеранов  г. Гродно, студенты гродненских вузов,  руководители ветеранской организации Ленинского района  г.Гродно,председатель комиссии по увековечиванию памяти защитников отечества и жертв войн Гродненского областного совета ветеранов. 

Плясал от радости, когда узнал, где похоронен дядя…

После войны земляк красноармейца, который после плена прошёл десять лет трудовых лагерей, рассказал отцу Арута, что был в шталаге вместе с его братом и видел, как его тело немцы багром тащили в яму.

— Я никак не мог найти, где похоронен дядя. Мне посоветовали исказить фамилию: вдруг он записан по-другому. Оказалось, что вместо Варваштяна написали Варвазетян, — рассказывает Арут.

Затем он обратился в дрезденский архив. Из Германии Аруту прислали персональную карту военнопленного. Затем россиянин написал запрос в управление по увековечиванию защитников Отечества в Минске и получил ответ, что дядя похоронен в братской могиле на кладбище «Аульс».

 

 

— Я плясал от радости, когда узнал об этом и решил приехать в Гродно, — признаётся мужчина. — Даже мой отец пустил слезу, хотя сначала хорохорился.

Солдаты заслуживают цветных фотографий

Погибший дядя был отличным наездником, циркачом на лошади. Про это Аруту рассказал его отец. Красноармеец был призван в армию в ноябре 1940 года и, прежде чем попасть в плен, служил на границе с Китаем в Читинской области.

— Когда началась война, дядю перебросили в 309-ю дивизию, в 955-й стрелковый полк под Ельню. Судьба этой дивизии оказалась трагической — из 17 тысяч солдат в живых осталось всего 180 бойцов, — говорит мужчина.

 

Сейчас Арут живёт в Сочи и последние пять лет занимается поиском пропавших без вести солдат. Мужчина не ведёт раскопок в лесу, он делает запросы в различные архивы. За это время он сообщил родственникам тысячи имён. Все документы и фотографии он печатает на своём цветном принтере, признаётся, что погибшие солдаты не заслуживают чёрно-белых цветов и достойны цветных снимков.

— Я не знаю, сколько фамилий нашёл. Одно издательство написало, что за мной идёт мой Бессмертный полк, — говорит сочинец.

В тему

Арут привёз в Гродно папки с фамилиями двух тысяч гродненцев. Эти данные сочинец передал в горисполком. Их обработают и опубликуют на сайте  veteranygrodno@grsu.by— вдруг кто-то из гродненцев найдёт пропавших без вести родственников и узнает, где погибли или похоронены.

— Когда я отдаю документы, то всегда говорю, что солдаты вернулись домой, — сказал Арут Варваштян.

Справка 

Одно из воинских захоронений узников шталага  № 324 находится в 21 секторе городского кладбища «Аульс». Здесь находятся четыре братские могилы. Первые останки сюда были перенесены с места бывшего лагеря в районе Колбасино в 2008 году. Фамилии красноармейцев Русенко и Севостьянова стали первыми, которые удалось расшифровать по найденным медальонам.

Всего через лагерь прошло около 36 тысяч пленных, половина из них погибла.